Главная Неврология Венерология Гастроэнтерология Кардиология Стоматология Бесплодие Психология
Логин:
Пароль:
МЕДИЦИНА ЖЕНСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КРАСОТА МУЖЧИНЫ ПИТАНИЕ ЗДОРОВЬЕ Медицинские статьи НАШИ ДЕТИ Новости

Новые детали свёртывания крови

15.04.19 | Категория: Новости

Совместная работа учёных из университета Иллинойса (University of Illinois at Urbana-Champaign) и медицинского колледжа в Мейо (Mayo College of Medicine) показала, чем обусловлена эластичность молекулы фибриногена, которая активно участвует в образовании тромба.

Всем известно, что благодаря свёртываемости крови затягиваются раны, что есть такая болезнь – гемофилия, когда процесс образование кровяных сгустков нарушается, что из-за образовавшегося в крови тромба может произойти закупорка сосудов (мозга, сердца, лёгких) и человек может погибнуть.

Другими словами, тромб как спасает жизни, так и отнимает. Чтобы понять, при каких условиях и как происходит тромбообразование, и какие лекарства помогут повернуть процесс в ту или иную сторону, учёные решили установить во всех деталях, от чего зависит эластичность фибриногеновых волокон.

Поясним. При разрушении стенки сосуда, к примеру, к месту травмы устремляются тромбоциты и под влиянием особых белков выделяют тромбопластин, который вместе с другими веществами способствует превращению белка фибриногена в его активную форму — фибрин. Образующиеся сети эластичного фибрина захватывают клетки крови, которые "затыкают" оставшиеся дырки.

Фибриногеновые молекулы очень хорошо тянутся (до двух-трёх раз от первоначальной длины). Благодаря этому они хорошо выполняют свою функцию – растягиваются под давлением подступающей крови.

Учёные лаборатории Клауса Шультена (Klaus Schulten) из университета Иллинойса решили выяснить, что определяет эластичность фибриногена. При этом авторы исследования решили не мелочиться (или как раз наоборот?) и рассчитать процесс с точностью до одного атома.

А началось всё с обращения в 2006 году к группе Шультена Бернарда Лима (Bernard Lim), кардиолога из Мейо и эксперта по тромбам. Он провёл серию экспериментов по измерению силы, необходимой для растяжения отдельных молекул фибриногена. Для этого он использовал методы атомно-силовой микроскопии и обнаружил некоторую закономерность, которую назвал "кривая силы растяжения".

Оказалось, что растяжение молекулы происходит в три последовательные стадии. Однако что именно при этом происходит и какая часть молекулы ответственна за каждый этап, оставалось для него не ясным.

Дело в том, что фибриноген – симметричная молекула, от центра которой отходят переплетающиеся спиральные цепи. Растяжение этих спиралей, видимо, и определяет эластичность фибриногена.

Чтобы точно установить это команда учёных из Иллинойса провела своего рода компьютерную вискозиметрию, смоделировала и рассчитала на компьютере поведение при растяжении каждого атома молекулы фибриногена.

Результат — вот этот видеоролик (8,2 мегабайта, файл MPG), который доказывает, что "кривая силы растяжения" действительно существует, что это не "обман зрения", а истинное свойство белка.

"Моделирование показало, что каждый этап растяжения молекулы происходит закономерно, каждый участок спутанных спиралевидных цепей расправляется строго в определённом порядке", — пишут в пресс-релизе университета Иллинойса авторы.

Кроме того, Лим обнаружил, что на эластичность фибриногена влияют pH и содержание ионов кальция в подступающей крови. Это значит, что, варьируя тот или иной параметр с помощью лекарств, врачи смогут изменить происходящие в организме человека процессы тромбообразования.

"Так мы выяснили, каким образом мы можем повлиять на процесс разрушения или, наоборот, "усиления" фибриногеновых волокон", — говорит Эрик Ли (Eric Lee), аспирант университета Иллинойса.

www.membrana.ru

Материал подготовлен специально для сайта: Экспент женского здоровья
(голосов:0)
Похожие статьи:
Питер Уокер (Peter Walker) из университета Лидса (University of Leeds) и Мартин Левсли (Martin Levesley) из института инжиниринговых систем и проектирования (Institute of Engineering Systems and Design) разработали имплантат, который должен помочь пациентам со слабым сердцем, в том числе — навсегда избавить их от необходимости принятия специальных лекарств.

Современные вспомогательные сердечные имплантаты выкачивают кровь из желудочков и направляют её в сосуды, облегчая работу сердца. Однако это означает, что кровь контактирует с устройством, что влечёт за собой необходимость в пожизненном приёме лекарств, подавляющих иммунную систему и исключающих свёртывание крови. Также эти насосы могут повреждать клетки крови, способствуя закупорке сосудов.

Британские новаторы подошли к решению проблемы с другой стороны. Их имплантат — это сетка из биологически совместимой ткани, которую предложено обёртывать вокруг сердца, так что она не контактирует с кровотоком. К слову, это очень похоже на давешний жакет для сердца, но только теперь "жакет" — активная деталь, а не просто поддерживающий сердечную мышцу "кожух".

Как поясняется в пресс-релизе университета, встроенные в имплантат датчики должны фиксировать приближение приступа и активировать встроенные миниатюрные приводы, которые временно сожмут сеть. Это увеличит давление в сердце и поможет ему преодолеть приступ, продолжая перекачивать кровь.

"Это очень простая концепция, которая работает так же, как пластиковая бутылка: когда вы её сжимаете, уровень жидкости внутри растёт", — говорит аспирант Дэвид Килинг (David Keeling), который построил установку для проверки устройства.

Пока авторы разработки испытывают прототип на стенде и в виде компьютерной модели, подбирая оптимальные параметры сжатия сети (в чём им помогают медики).

Британцы отмечают, что во многих случаях пациенты, получившие "поддержку" в виде того или иного вспомогательного сердечного имплантата, не только демонстрировали улучшение состояния, но фактически — самовосстановление сердца, которому давали отдых.

www.membrana.ru